Ростовский-на-Дону филиал
всероссийского государственного университета
кинематографии имени С.А. Герасимова

Новости

Второй день фестиваля "Россия"

Второй день фестиваля по своему настроению подхватил первый.

Утренний показ можно охарактеризовать следующим образом: «история» и «человек». Человек как часть истории, человек как хранитель истории, истории о человеке и человечности.

Картина режиссёра Д. Завильгельского «Хранитель» погружает зрителя в историю «русской Трои» и работу команды В.П. Толстикова, археолога и хранителя Троянской коллекции из коллекции Генриха Шлимана. Хранителем может быть тот, кто просто хранит, и тот, кто и хранит, и изучает. Герой фильма относится именно ко второй категории, в чём зритель мог убедиться из наблюдений за исследованиями и научной реставрацией древних украшений.

Фильм «История российских тюрем. Бутырка» режиссера С. Попова приоткрывает кованые ворота перед кинокамерой в историю не только известнейшей русской тюрьмы, но и истории человеческих судеб и жизненного пути.

Удивительное сочетание гнетущей рутинности, рыбных потрохов и преображения заключенного на сцене в рамках театральной постановки – это лишь малая часть повествования, в котором режиссёр мастерски выстраивает монтажные фразы.

И завершил утренний сеанс картина «Семь дней осени» режиссера А. Головкова, которую достаточно описать следующим образом: многие участники фестиваля считают её потенциальным победителем фестиваля, по крайней мере, на сегодняшний момент. Впрочем, планка пронзительности была поднята настолько высоко, что гостям интересно взглянуть на тот фильм, который смог бы превзойти «Семь дней осени»  по своему эмоциональному содержанию и интимности взаимоотношений героев на фоне ржавых крон деревьев и верхушек:

«В одной из долин Верхоянских гор за северным полярным кругом есть тихий рай. Там, вдали от людей, уже 30 лет живут двое. У них есть почти все – дом, озеро, собаки и кони, но они ни разу не слышали голос друг друга».

Вместе с тем, параллельно с конкурсной программой гость фестиваля мог посетить ряд других мероприятий. В 15.30 в Малом зале была проведена Презентация монографии «Российская кинематография. Очерки истории киноотрасли (1896 – 2015)».

Презентацию провел киновед, историк кино, один из авторов монографии, руководитель проекта, председатель жюри 34-го Открытого фестиваля документального кино «РОССИЯ» — Валерий Фомин. Также принимали участие в беседе Майя Туровская и Андрей Шемякин.

Что же скрылось за этим словосочетанием «презентация монографии»?

Это была встреча не столько о монографии, сколько о самом кинематографе. О том, о чём писали и почему.

Главная задача, стоявшая перед Фоминым – отобразить творческий метод крупных режиссеров советского союза. И подход Фомина подразумевал обращение к реальным документам: например, киновед приводил выдержки из официальных обсуждений картин во время художественных советов - в томах по Тарковскому «Как снять шедевр».

Книги Фомина - не о кино, а о кинематографе и о том, что двигало его. Андрей Шемякин описал мастерство Ивана Валерьевича, отмечая удивительное свойство, которым обладал далеко не каждый автор: умение обращаться с источниками так, чтобы документы «разговаривали».

Во время презентации были затронуты важные темы, и с высоты своего опыта Иван Валерьевич дал следующую характеристику кинематографу: «Прежнее кино было хранилищем коллективного опыта. Было подлинно народным популярнейшим искусством. Мы оторвались от своего опыта и своих традиций».

Безусловно, подобные слова огорчают, особенно когда к ним прибавляется выведенная Иваном Валерьевичем «очень печальная» формула истории нашего кино: «умри, замри, воскресни».

И хотя звучали тезисы совсем не радостные, послевкусие этой встречи было светлым, ведь завершил беседу призыв Фомина: «Киноведы всех стран, объединяйтесь, потому что по одиночке не прорасти».

Тем временем в Большом зале продолжалась конкурсная программа, во время которой гости фестиваля могли прикоснуться к истории личных музеев из фильма А. Калашникова «Три музея на берегу». Фильм, в котором режиссёр оставил драму за кадром, но которая считывается «между строк».

Елена Захарова, постоянная зрительница фестиваля «Россия»:

«Роль музеев и библиотек трагична, но важна. Эти три музея и есть наша Троя».

«Алиф. До. Ре. Ми» режиссера А. Джалилова интересен тем, что это работа непрофессионала, которая рассказывает удивительную историю о маленьком человеке, к которому явился Бог. Сопереживание герою с непростой судьбой и трогательным голосом достигает своего пика в эпизоде молитвенного песнопения, эхом разносящемуся по залу.

И эту историю о человеческой судьбе подхватила «Школа родителей» режиссера А. Драницыной с крайне непростой темой.

Что можно сказать об этой картине? Она провоцирует споры и рассуждения.

Во время вечернего собрания Профессионального клуба кинематографистов этот фильм вызвал наиболее горячие обсуждения и провёл линию между старшим и младшим поколением.

Егор Кривошеев, студент:

«Это фильм про психологию, но не про методики, а про то, что творится в голове у людей».

Александр Титов, студент:

«Фильм провоцирует диалог. Я согласен с финалом, потому что то, что было показано на тренинге: вырывание рук, влезание в личные границы – всё подводило к финалу.

Если попытаться спрогнозировать, то детей ждала бы печальная участь, попади они к таким родителям».

Но при всей спорности затронутой проблемы, фильм никого не оставил равнодушным в кульминационном эпизоде первой встречи матери с приёмной дочерью – в зале отчётливо раздавались всхлипы.

И завершил конкурсный показ второго дня «Заповедник» режиссеров П. Фатиахутдинова и С. Бобровой о маленьком рае, формирующем будущих Личностей – многогранных, осознанных, наполненных любовью к родной земле. И вскоре после окончания титров на сцену поднялся герой фильма, создатель Школы целостного развития в селе Ивановское на Лехте, Владимир Мартышин, для проведения мастер-класса «Школа целостного развития как путь воссоздания традиционного мировоззрения».

И по традиции фестиваля параллельно конкурсной программе, в Малом зале проводился показ Информационной программы – «Телевидение стран БРИКС»: «Национальный заповедник Хэйхэ» (режиссеры Ч. Хай, Ч. Мэнди), «О, Кейси» (режиссер П. Зисиви), «Свободный полёт» (режиссер Х. Куннатх). С 12 до 15 часов гости могли поприсутствовать на «Воспоминаниях Александра Балашова», после чего попасть на просмотр «Черное  белое торпедовца Стрельцова» режиссёра Д. Семибратова и мастер-класс «Звук в авторском документальном кино», который провёл директор студии «Кино-Сибирь», режиссер, продюсер Евгений Соломин.

Если же подвести итог, то второй день фестиваля наиболее точно охарактеризовала Елена Захарова: «Фильмы этого дня – это эхо ушедшего, эхо истории, эхо родителей».085119e8-8f52-4198-ab5a-65e764111d7c.jpeg725176d6-7c74-4259-8413-9632a7c14ee6.jpeg354c60ca-3393-4d8e-9ccb-4fbbe4b1892c.jpeg18db2d12-6621-4c4d-894b-dd9e0e9ac251.jpeg5a56a248-7a89-47c2-8d08-f5943954118f.jpeg


Возврат к списку

Скрыть карту