Ростовский-на-Дону филиал
всероссийского государственного университета
кинематографии имени С.А. Герасимова

Новости

Наши студенты - режиссеры на кинофестивале «Радонеж»

44.jpg

23 января 2024 года в московском Доме кино в рамках кинофестиваля «Радонеж» прошли показы документальных фильмов студентов Ростовского филиала ВГИКа мастерской режиссёра Валерия Тимощенко и обсуждение фильмов на заседании Круглого стола «Год наставника и год семьи: отцы и дети. О главном».


Показы фильмов известного краснодарского режиссёра Валерия Тимощенко с нулевых годов проходили на кинофестивале «Радонеж» и были отмечены самыми высокими наградами. Среди них – «Одинокий рай», «Трезвитесь», «Крестьянская история», а также фильм об ополченцах Донбасса, которых режиссёр снимает с июня 2014 года, «Донбасс. Близкие люди». 


На сегодняшний день и молодые люди, студенты мастерской Валерия Тимощенко, будущие режиссёры документального кино подтягиваются к серьёзным темам. И видно, что они делают это искренне, с огромным интересом и целеустремлённостью. Живое и жизненное всегда располагает к сотворчеству.


На этой встрече было показано три документальных фильма студентов Ростовского отделения ВГИКа.


Одна из участниц кинопоказа – Лилия Радюк из Иркутской области – автор фильма «Правый берег реки Стикс» (10 мин.), о гробовщике из Мариуполя, который размышляет о смерти в масштабах Вечности. Образ этого водителя автомобиля сродни Харону, перевозчику душ мёртвых из древнегреческой мифологии. По воле судьбы он двадцать лет живёт в Мариуполе и занимается ритуальными услугами, а в 2022 году здесь прошла линия фронта. Герой фильма не в силах это предотвратить, но он способен наблюдать за жизнью и смертью из своей «лодки», созерцать течение этой реки.


Следующий увиденный зрителями фильм – это киноработа, которую сняла Лилия Рыбалка из посёлка Новоайдар ЛНР. «Цветы под градом» (17 мин.) – фильм о детях внутри войны. Они играют и ссорятся, грустят и радуются, как все дети на свете, но они чётко отличают «прилёт» и «улёт», знают, куда бежать в бомбоубежище или подвал. Размышление восьмилетней девочки о том, что она не хочет отсюда уезжать, потому что здесь её дом, пронзительно по своей искренности. Тут невозможно сыграть, невозможно солгать. Этот фильм, как детская сказка, напоминает взрослым людям о том, что нельзя допускать того, чтобы началась война, что на ней страдают больше всего те, кто ни в чём не виноват.


Ещё один участник кинопоказов – студент Дмитрий Хромых, родом из Новошахтинска Ростовской области. В своём фильме «Мариуполь. Голоса» (29 мин.) ему удалось задокументировать состояние израненного, некогда красивейшего города после его освобождения. Совместно со сценаристом фильма Валерием Тимощенко они рассказали о том, как в город возвращается жизнь после трагических событий весны 2022 года, как восстанавливается культурная жизнь на примере работы драматического театра. Один из героев фильма, директор драмтеатра, убеждён, что у людей сильна жажда жизни, а искусство необходимо им, поскольку помогает сделать жизнь теплее и светлее. Эта киноработа важна, чтобы понять, что в целом значит труд культуры для сбережения исторического пространства, территориальной целостности страны, в конце концов. «Отменяется культура, не только русская, а культура в целом, или нет, остаёмся мы людьми или нет? – задаёт вопрос сценарист фильма, – и возникнут ли сегодняшние Достоевский и Пушкин, Чайковский и Рахманинов?..».  


В фильмах молодых режиссёров нет политизированности, но есть глубокое размышление о трагедии внутри славянского мира, о таинственности и трагичности мира, есть осмысление происходящего глазами детей, женщин, людей, занятых в самых необходимых, особенно в военное время, профессиях.  


«Внимательное прослеживание драматургии подлинной человеческой жизни, тем более в трагических обстоятельствах, бесценно для кинематографиста», – говорит Валерий Тимощенко.


В обсуждении фильмов приняли участие члены Жюри кинофестиваля, обозреватель радио «Радонеж» Сергей Комаров и военкор радио «Радонеж» Кирилл Никифоров, киновед, программный директор фестиваля Татьяна Москвина. Режиссер, драматург Борис Криницын в своём выступлении выразил мысль о том, что наступает время художника, и именно художник обязан выразить нравственные ценности, за которые сегодня идёт борьба.


Киновед, историк кино Валерий Фомин высказал своё глубокое убеждение в том, что сегодня стране необходимо обратиться к опыту советской документалистики, созданной великими мастерами, воспринять этот опыт, потому что он – наше великое наследие, признанное во всём мире. В.И. Фомин много лет выступает с предложением создать список фильмов, необходимых для просмотров в школах и вузах. И такая работа уже ведётся.


Мэтры документального кино пожелали начинающим кинематографистам и дальше двигаться к вершинам профессии.


Стоит отметить, что риск и труд даже одного человека способен организовать вокруг себя созидательное пространство. К счастью, сегодня это понимают на государственном уровне. Как пример, на протяжении всего 2023 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив осуществлялся проект «За что сражается Донбасс». Сотрудники Краснодарской киностудии им. Николая Минервина представили по югу России фильмы кинорежиссёра, военкора Валерия Тимощенко «Луганская повесть» (2016), «Донбасс. Близкие люди» (2021), «Донбасс. Резервный полк» (2022), а также фильм студента Дмитрия Хромых «Мариуполь. Голоса», которые были показаны в сотне кинозалов.


География этих показов – Ставрополь, Краснодар, Новороссийск, Пятигорск, Кисловодск, Минеральные воды, Железноводск, Новоблагодарное, Новочеркасск, станица Старочеркасская, Ростов-на-Дону, Матвеев Курган, Волгодонск, Таганрог... Беседы со студентами и военнослужащими, с преподавателями и деятелями культуры после показов фильмов помогают объединению нашего народа, которое нам необходимо сейчас, как в 1941 году, иначе нам не выстоять и победы не видать. 


Встречи людей, ответственных за создание произведений искусства, важны сегодня, как воздух. Они дают возможность вглядеться в нынешнюю трагедию, осознать её и попытаться уврачевать наши душевные раны.


И хорошее начало этому положено серьёзными работами студентов Ростовского филиала ВГИКа. Они молоды, но этот недостаток, как известно, очень быстро проходит. Толстой написал свои «Севастопольские рассказы» в 28 лет.


Возврат к списку

Скрыть карту