Наши на фестивале «Россия»
2 октября ждал весь Екатеринбург: стильные афиши в духе «Кандинского и Рублёва» украсили улицы, из аэропорта машиной за машиной везли гостей, а «старожилы» фестиваля уже за месяц предупредили всех на работе и взяли недельный отпуск – фестиваль документального кино «Россия» открыл свои двери в Доме Кино в тридцать четвёртый раз.
Что нового можно сказать о фестивале? В первую очередь, эксперимент со стилем. Работа с нейросетью – интересный опыт, который не обошёл и фестиваль – при всей своей многолетней истории он не побоялся попробовать что-то новое. Сложившийся образ женского портрета, полученный в результате генерации различных запросов, впоследствии был доработан командой дизайнеров, что стало крайне интересным опытом для всех без исключений. И действительно: баннеры, программы, афиши и даже бейджики участников – никто не остался равнодушным перед яркостью и в то же время гармоничностью сочетания. Геометрические узоры в лучших традициях русского абстракционизма как никогда точно отразили тот факт, что фестиваль идёт в ногу со временем, при этом не теряя своего содержания.
Когда же гость, впечатлённый большим баннером на стене Дома Кино, пройдёт в здание, его встретит зрительный зал, в котором в течение пяти дней будут показаны 32 картины, отобранные из 505 заявок!
Из примечательного – много юных лиц в зале. Студенты Уральского федерального университета, прежде ничего не слышавшие о крупнейшем фестивале Екатеринбурга, были приятно поражены соприкосновением с неигровым кинематографом.
«Оно оказалось гораздо глубже, чем представляли. Совсем не то, что показывают по телевизору», - такой вердикт был дан первокурсником направления политологии.
Сам фестиваль, как и факт привлечения студентов к просмотрам, по мнению ребят, является хорошим культурным толчком для молодёжи. И хотя «привести» - не то же самое, что «прийти», организаторы фестиваля выражают надежду, что увиденные фильмы смогут тронуть молодых зрителей и сделать их постоянными гостями.
А в первый день конкурсной программы однозначно было, чему запомниться. «Диагноз: жизнь» (реж. А. Приказчиков) о незримых подвигах военных врачей Донбасса, «Военкоры» (реж. А. Сомов) об опасном, но важном труде корреспондентов в боевых точках, и в качестве небольшой разрядки – эмоциональной, но никак не интеллектуальной – «Николай Обухович. За амальгамой бытия» (реж. Т. Скабард) о нетривиальном режиссёре-неигровике, чьё творчество не демонстрировалось на большом экране, но безумно ценилось ленинградской и московской интеллигенцией.
Как студенты могут охарактеризовать свой опыт – получили важное напоминание о том, что происходит в жизни. Это были фильмы не для регулярного просмотра – это было бы тяжело эмоционально – но время от времени смотреть такое кино необходимо.
Если же по каким-то причинам не удалось посетить Дом кино, в распоряжении любого желающего есть онлайн-трансляции, где тоже есть свои постоянные зрители, пишущие целые рецензии по просмотренным картинам.
А уже вечером состоялась торжественная церемония открытия, где вместо чопорности и пафоса – искренность и трогательные традиции. Где директор Негашев Георгий Александрович вместо долгих вступительных речей прочёл проникновенное стихотворение. Где под музыку Нино Роты по всему залу, из рук в руки, передавались главные награды этого фестиваля. Где сами зрители торжественно, вместе с ведущими, открыли 34 открытый фестиваль документального кино «Россия».
И из очередных нововведений – приглашение «юных кинокритиков» - студентов разных областей, которым в своем творчестве предстоит осветить жизнь фестиваля.
Четверо молодых людей были приглашены на сцену с приветственным словом, среди которых выступила студентка 5 курса Ростовского ВГИКа режиссуры неигрового фильма Макарова Марина (мастерская В.В. Цаликова):
«Я стояла на этой сцене два года назад вместе со своими однокурсниками. Мы говорили о том, что язык кино един для всех.
Сегодня, будучи студенткой пятого курса режиссуры неигрового фильма, я понимаю, что это не совсем так.
Как и у любого языка, у кино тоже есть свои диалекты. Режиссеры говорят со зрителем в разной манере, в своем темпе и монтажном ритме, в своей уникальной палитре из жанра, композиции и содержания. Нидерландская школа, итальянская, французская, российская – это разные языки кино. Но объединяет всех нас цель, с которой мы неустанно говорим. Цель сделать этот мир лучше. Даже когда мы его обличаем и критикуем, когда обнажаем его самые неприглядные грани, мы делаем это для того, чтобы зритель обратил внимание и не остался равнодушным.
Я хочу сказать большое спасибо всем присутствующим здесь в зале и тем, кто причастен к фестивалю «Россия» за то, что помогаете простому человеку вынырнуть из всего информационного потока и обратить внимание на важные вещи. Увидеть свой мир и помочь ему измениться. Ведь каждый гость, покидающий зрительный зал, меняется: узнает что-то новое или вспоминает о чем-то важном… а изменился сам – повлиял на людей вокруг себя. Повлиял на людей - значит, помог стать этому миру чуточку лучше».
И завершил вечер просмотр картины Н. Бурляева и Д. Чернецова «Боже, чувствую приближение Твоё» о творчестве Андрея Тарковского сквозь призму восприятия актера Николая Бурляева и отрывков из дневников и интервью самого режиссера.
А подвести итог открытия фестиваля «Россия» хотелось бы посланием председателя жюри, киноведа и историка кино Фомина Ивана Валерьевича: фильмы формируют не только зрителей, но и будущих режиссеров.
А потому – смотрите хорошее кино!