Екатеринбург на третий день фестиваля продолжил радовать всех приятной погодой, которая перенеслась и в зрительный зал благодаря дебютной работе Л. Дмитрик «Зрительная полоса». Бескрайние степи, алый рассвет, заморозки, иней и настоящее чудо – лошади Пржевальского – создания, вымершие в дикой природе, они теперь проходят процесс реинтродукции. Лошадиные гаремы, жеребцы и кобылицы со своими характерами, уникальная моногамная пара, живущая вне всякого гарема – истории, ничем не уступающие людским страстям.
Алексей Владимирович, зритель фестиваля:
«Вообще замечательное кино – такая миссия уникального характера: восстановить популяцию животного!
И степь, самое главное степь!»
А «Клуб РОКУНИ» И. Головнёва позволил очутиться на территории современных Курильских островов, в истории о взаимовыручке между японцами и русскими в рамках клуба дружбы «Россия-Кунашир-Ниппон» – «РОКУНИ». Конечно, всё это было вписано в контекст сложных политических взаимоотношений, но главное, что было, есть и будет – сами люди, вне зависимости от национальности.
Очередной географический рывок – и вот зритель в ветхой хижине на берегу Чукотского моря.
Картина режиссеров М. Арбугаева и Е. Арбугаевой – это беспомощное наблюдение за последствиями человеческой глупости и безответственности в масштабах тысяч гибнущих тюленей – лишь одного из последствий глобального потепления. Это пугающие крики животных, в панике давящих друг друга, это брошенный на произвол судьбы детёныш возле тела своей матери – и за всем этим зритель мог лишь наблюдать – в точности, как и герой картины.
«Война. Женский род» режиссера Е. Толдоновой пронёс зрителя уже не сквозь места, но сквозь время. Один из самых запоминающихся и в то же время спорных приёмов – придание хронике цвета. С точки зрения науки, архивоведения и киноведения это уничтожает документальность, поскольку «выкрашенная» хроника более документом не является, однако, с точки зрения режиссера этот приём позволял увидеть то, что прежде не замечалось: не просто опрятность медсестёр, а их красоту и нарядность, губную помаду и серёжки, чистые волосы.
Тему тяжёлых испытаний раскрыла и утренняя Информационная программа в Малом зале – «Опалённая реальность: фильмы, посвящённые Специальной военной операции» – в фильмах «Казаки» (режиссёр О. Некишев) и «Мирная жизнь под грохочущим небом» (режиссёр О. Пасько).
Конкурсная программа продолжила путешествие по просторам России: под строки Фёдора Абрамова зритель созерцал красоты Русского Севера, в то же время вникая в современные проблемы и поиски решений. «Русский Север. Возвращение к себе» – третий фильм в творчестве А. Болотникова, и он поэтичен и пронизан безусловной любовью.
«Семь мгновений Роберта Рождественского» П. Меняйло тронул каждого зрителя в зале, продолжив настроение поэтики и путешествие сквозь время. Старшие зрители окунулись в воспоминания, молодые – заново открыли для себя творца, которого они прежде могли не знать, но который был незаметной частью их жизни.
Ирина Геннадьевна Латышева, работник администрации Омска, фестиваль «Сибирь»:
«Вернулась в свое детство. Счастлива вновь соприкоснуться с творчеством Рождественского, появилось желание купить томик его стихов и читать, читать, читать.
Фильм меня очень поразил, потому что эта тема мне близка. Рождественский жил у нас в Омске. Мы выросли на его стихах, на его песнях. Я благодаря фильму открыла его как-то заново, по-новому. Для меня этот фильм наполнен любовью, и у меня было ощущение, что меня окружает эта любовь.
Мы собираемся взять этот фильм на открытие фестиваля».
Елена Владимировна Козловская:
«Больше всех мне понравился фильм о Роберте Рождественском. У меня он занимает – пока – первое место».
Любовь Константиновна, 88 лет, на фестивале 34-й раз:
«Прекрасно, молодцы, про него (Рождественского) много известно, но с удовольствием посмотрела!»
И завершал показ фильм «Опытным путём». Четыре новеллы, четыре режиссёра: В. Головнёв, Н. Аниськин, П. Тихонов, О. Епишина.
Удивительнейшие истории изобретателей трогали весь зал: живые эпизоды между героями пробивали то на хохот, то на слёзы. История внука, который «оживил» своего деда в «Цифровом бессмертии». Извечная тема отца и сына в атмосфере традиций Северной Осетии, где история гидроэлектростанции – лишь аккомпанемент. Роуд-муви на солнечной энергии, связь с космосом, где за одним человеком тянется всё село, чтобы спросить у космонавта «А как чихают в космосе?».
Ирина Латышева:
«Великолепный фильм. Он даёт надежду такую, невероятное счастье, оптимизм, что в какой бы точке планеты ты бы ни находился – твоя мечта осуществима».
В рамках информационной программы к Году педагога и наставника, из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов были представлены следующие картины: «Школа талантов» (режиссёры Г. Кумяльский, И. Шапсай), «Душой исполненный полёт» (режиссёр З. Тульбева), «Самый долгий экзамен» (режиссёр В. Виноградов).
А вечером была представлена программа Международного фестиваля документального кино «ДОКЕР»: «Фантазия в бетонных джунглях» (режиссёр М. Мостафа), «Водяная мельница в Бади»(режиссёр Хабу) и «Судьба» (режиссёр Я. Талеби) – география этих фильмов охватывает Китай, Иран и Бангладеш и даёт возможность зрителю прикоснуться к жизни чужой и в то же время во многом знакомой, ведь вопросы философии, жизненного выбора и поколений одинаково важны для каждого, вне зависимости от страны.
Но главная изюминка фестиваля – это активные обсуждения в рамках киноклуба под модерацией Андрея Железнякова. Прелесть подобных собраний в том, что здесь собираются как опытные киноведы, так и простые зрители, и каждый может свободно изложить свою точку зрения.
Картина «Война. Женский род» вызвала жаркую дискуссию вокруг целесообразности окрашивания хроники: по этому поводу высказалась и ведущий киновед Галина Семёновна Прожико, и представитель Красногорского киноархива, заместитель директора Римма Моисеева: придание цвета хронике – губительная тенденция, которая лишает документ своего статуса. Режиссер Е. Толдонова была согласна с этой позицией как историк, но как режиссёр она посчитала это допустимым ходом в рамках художественного пространства.
Обсуждение «Клуба РОКУНИ» И. Головнёва запомнилось вопросом Галины Семёновны на тему выбора отправной точки повествования и ответом режиссёра: он выбрал 1945 год как самую знакомую зрителю дату, чтобы не превращать фильм в кино-лекцию, что в рамках текущих событий киноведу показалось "простодушным".
Поскольку собрание киноклуба транслировалось онлайн, у пользователей была возможность отправить свои мнения по номеру телефона, и помимо вопросов временами приходила яростная критика. Особый всплеск эмоций вызвала дискуссия вокруг фильма «Зрительная полоса» Л. Дмитрик. Киновед А. Семенюк коснулся проблемы сакральности бытия в современном научно-популярном фильме, вернее, его отсутствия. Уместно ли это – осталось темой размышлений для каждого индивидуально.
Не обошлось без споров и при обсуждении фильма П. Меняйло «Семь мгновений Роберта Рождественского». Поскольку фильм создавался с целью привлечь молодёжь в качестве аудитории, были использованы некоторые приёмы, которые выступили в роли некого «аттракциона». И вопрос заключался в следующем: насколько уместно «приземлять» и «развлекать» и настолько ли подростковый зритель прост и недалёк, чтобы не понять явление Рождественского без прикрас. И здесь неожиданно столкнулось две позиции: режиссёра и продюсера – так выяснилось, что у фильма существует и вторая версия, более лиричная и близкая автору.
И в завершение записей третьего дня хочется привести высказывания зрителей о самом фестивале.
Илья Иванович, зритель, впервые посетил фестиваль в 2003 году, с 2006 посещает всю программу:
«Оно (неигровое кино) отражает ту сторону, в которую движется наша страна – всё это благодаря отборщикам и директору (фестиваля).
Чем хорошо неигровое кино: это документ, свидетельство эпохи, взгляд на реальные события, отражение времени, более наглядное, чем в игровом кино!»
Ирина Латышева:
«Как сказал на обсуждении Андрей Железняков: «Фестиваль «Россия» даёт мгновенное ощущение пространства всей России».
На фестивале ты можешь ощутить всю полноту жизни во всём её многообразии, духовности.
Вот, для чего это всё делается».