Ростовский-на-Дону филиал
всероссийского государственного университета
кинематографии имени С.А. Герасимова

Новости

Знакомьтесь, наш педагог Олег Ширшин

Олег Рудольфович Ширшин — Заслуженный артист России; актёр кино и Ростовского академического театра драмы им. Горького; мастер Ростовского-на-Дону филиала ВГИК; режиссер; основатель и руководитель театральной студии «Мастер-класс» в г. Ростове-на-Дону.

 

Мы узнали у Олега Рудольфовича как начался его путь, где сложнее играть, какие планы на будущее, любимые актеры и многое другое — в нашем материале.

 

С чего начался Ваш путь?

Мой актерский путь начался в 13 лет в лагере «Орленок». Здесь я сыграл первую в своей жизни Бабу Ягу. Это был мой первый выход на сцену, именно тогда я понял, что я больше ничего не хочу, а хочу только это. Не могли найти девочку на роль Бабы Яги. Показал одной девочке как нужно сыграть сцену, а режиссер сказал «Давайте вы сыграете», вот я и сыграл.

В 9 и 10 классах я занимался в народном театре, начал много играть. По окончании школы поступил в театральный институт, работал в театрах Сибири, а в 2006 году вернулся в Ростов.

 

— Поддерживали родители ваш выбор?

Не сопротивлялись. Мама поддерживала, а папа снисходительно к этому относился, он не верил, что я поступлю. Но, когда я поступил, то уже поддерживали.

 

Что самое сложное в вашей профессии?

Играть роль на сопротивление. Не та роль, которая близка тебе по духу, по мировоззрению, а та, которая тебе противоестественна, но ты актер, профессионал, ты обязан работать в этом спектакле. Эта роль требует много душевных сил, после таких ролей ты опустошен и долго приходишь в себя, восстанавливая свой внутренний комфорт.

 

— Какая роль самая любимая и самая сложная?

Самые любимый Городничий в «Ревизоре», Чичиков в «Мертвых душах». Сейчас у меня спектакль в театре Горького, называется «Второе дыхание», там я играю профессора Окаемова.

Не самый сложный, а скорее, роль на сопротивление. Спектакля «Веселая семейка» уже давно нет. Он мне казался глупым, неестественным, где не было найдено взаимопонимания с режиссером. Очень неудачный спектакль.

 

— Где вам больше нравится играть в театре или кино?

В театре. Ты создаешь образ, ты его можешь прожить от начала до конца на сцене. Более того, ты в течение месяца живешь, создавая этот образ, придумываешь этого человека, можешь прожить все последовательно. В кино ты тоже создаешь образ, но там нужно сиюминутно. Если в театре я отвечаю за свою роль, то в кино её делает режиссер с оператором. Ты может быть хотел не этот ракурс, не этот кадр, но они смонтировали и изменить уже невозможно. В театре я знаю, что если я почувствовал что-то другое, я могу это попробовать. Сложность кино в том, что ты не «хозяин» своей роли.

 

— Кто ваш любимый актер?

Мои любимые актеры — Евгений Павлович Леонов и Армен Борисович Джигарханян. С последним я работал в одном спектакле и был потрясен этим существованием на сцене, этой глубиной. У меня были сцены с ним — плечом к плечу, глаза в глаза. Для меня это был основной урок сценической жизни. Он запал мне в душу, поэтому его театральные работы ценю больше, чем то, что он сделал в кино. Евгений Леонов — мой кумир. Много талантливых актеров, а вот любимых — это уже от души.

 

Какого быть Заслуженным артистом?

Признание того, что были роли, которые значимы не только внутри театра, но и на разных российских фестивалях. Театральные критики писали о моих работах в журнале «Экран и сцена». Это всегда приятно, когда то, что ты делаешь оценивается не только зрителем, но и соплеменниками.

 

— Какими качествами должен обладать актер?

Терпением. Это самое главное, потому что нужно дождаться своего часа, роли. Нужно терпеливо работать над ролью, терпеливо искать. То есть сначала терпение, а к нему все остальное — душа, возможность, поиск. Если ты вытерпишь это всё, то получится конечный продукт — спектакль.

 

— Как вам удается найти подход к каждому студенту-актеру?

Театральный критик Анастасия Ефремова на одном из фестивалей сказала: «Если вы занимаетесь режиссурой — идите в профессиональный театр, ставьте спектакли с профессиональными актерами, ищите свое самовыражение, но если вы работаете с детьми, а студенты тоже дети, то свои режиссерские амбиции уберите в сторону».

Главное для меня — открыть этого ребенка, студента, найти в каждом то живое актерское начало, вытащить его наружу, помочь ему создать образ.

 

— Какой проект у вас был в Новороссийске?

У меня были съемки сериала «Мой любимый Раджа». Я играл мэра города Дивноморск.

 

— Есть у Вас выпускники, которые уже играют в кино?

Одна девочка уже второй год работает во МХАТЕ им. Горького, другая работает в Санкт-Петербурге, в Александринке.

С 1991 года я занимаюсь детской педагогикой, у меня студия мастер-класс при театре Горького. Очень много моих выпускников, которые закончили московские и питерские театральные вузы, снимаются в кино. Моя ученица, Ира Вилкова, раньше много снималась в кино, сейчас она стала режиссером.

 

— Какие планы на будущие проекты?

В июле будет набор на первый курс. Мы с Тамарой Васильевной Акуловой набираем курс. Она — Заслуженная артистка России. Много снимается в кино. Одна из её памятных ролей в фильме «Дети капитана Гранта». Наша цель — набрать талантливых ребят, угадать в них будущих актеров. Исходя из них, я буду думать о том, какой дипломный спектакль с ними делать.

 

— Угадать будущих актеров?

Да. Например, приходят на прослушивание 150-200 человек, а мы набираем курс всего лишь 20 человек. Из них нужно угадать кого взять. Большинство из них неплохо читают, неплохо двигаются, но угадать в них актерскую составляющую сложно. Талант — это 20% способностей и 80% работоспособностей.

Вот, есть девочка, которая артистка по жизни, а на сцене работать не может. Она душа компании, но когда ты начинаешь выстраивать какую-то линию, образ, то понимаешь, что не угадал, не сможет она быть актрисой.

Расскажу как Олег Павлович Табаков набирал курс. Он славился тем, что у него было чутье кого брать. Он очень любил фисташки и всегда сидел с тарелкой фисташек, а рядом с ним сидели 5-6 педагогов. Если во время выступления абитуриента, он ест фисташки, то все понимают, что этот абитуриент отбор не прошел. Если он остановился — значит, в этом что-то есть, а если ещё и глаза поднял, то этого берем сразу. Вот такие у него были критерии.

На отборах все, как правило, читают одно и тоже. Безусловно, они готовятся с кем-то из педагогов, мало кто готовится самостоятельно. Поэтому за этой оберткой нужно увидеть настоящего актёра.

 

Какие у Вас критерии отбора?

Я не слушаю, что читают, потому что это вкусовые дела каждого. Не слушаю, как читают, так как его здесь этому научат.

Я смотрю кто читает, я стараюсь угадать человека, его характер. Невозможно обучать человека, если у тебя есть внутренний барьер к нему, потому что курс — это семья.

 

— В одном из интервью, Вы рассказывали, что Ваша дочка тоже поступила в театральный.

У меня две дочери связаны с актерской деятельностью. Одна — актриса, работает в Санкт-Петербурге, в театре на Литейном, а вторая сейчас заканчивает третий курс в Щукинском театральном институте.

 

— Как вы относитесь к их выбору?

Я их отговаривал. Старшая дочка Ася с двух лет на сцене, а младшая Аня, ещё в утробе матери за 10 дней до рождения уже была на сцене. Моя жена тоже актриса и в одном спектакле играла беременную, но так получилось, что она тогда действительно была беременна. Поэтому дочки говорят, что ничего кроме театра не видели. Они знают его изнутри, все плюсы и минусы.

У меня есть средняя дочь. Её как-то получилось отвести от актерской деятельности, хотя она снималась в кино. В 14 лет она снялась в фильме Анны Легчиловой и когда она пришла в школу, все ей восхищались. Ей нравился весь процесс съемок, когда её пригласили в Москву, с поезда её встречала машина с «Мосфильма», и два дня у неё были съемки в Москве.

До этого она занималась плаванием и у как-то у неё промелькнула мысль, что может быть она пойдет учиться на актрису. Мы ей объяснили, что это бывает не всегда, это был у тебя сейчас звездный час, ты можешь годами ждать своей роли, играть то, что тебе не нравится. Она подумала в течение месяца и сказала, что будет заниматься плаванием. Мы дали ей выбор и она действительно может жить без актерской деятельности. Сейчас она работает тренером.

 

— Какой совет можете дать тем, кто хочет поступить в театральный?

У писателей есть такое выражение: «если можешь не писать — не пиши». Я скажу так: «если можешь жить без театра — живи». Театр и профессия актёра забирает всю твою жизнь. В том плане, что приходя после спектакля — ты думаешь о спектакле и начинаешь готовиться на новый день.

Когда у меня спрашивают «где твой дом?», я отвечаю: «мой дом — театр», потому что я возвращаюсь в 11 вечера, а в 11 утра следующего дня у меня репетиция. И так всегда.

Дома ты готовишься к репетициям, потому что актерство не только внутри театра.

Один режиссер, с которым я долго работал, говорил мне: «Вы сами того не понимаете, что вас организм начинает готовится к спектаклю с утра. Вы проснулись, а мысленно вы уже в театре».

Я советую всем поступать в Ростовский-на-Дону филиал ВГИК. У нас хороший подбор мастеров, компетентные педагоги и очень удобная логистика — институт находится в центре города.

 

@Беседовала Виктория Шеклашвили


06ce77af-1027-429f-aca9-95f77335b881.jpeg9d94fa7f-8707-4c80-8b87-1c902eadc15b.jpeg67bf5ebc-eb24-44e9-a5e1-bc8bd5883a39.jpeg71c4ea49-56e3-4f19-89f0-3b2fe08d4b85.jpeg294ad9c9-6593-4d66-af60-5978643c2c16.jpega35a2039-cbff-4229-bb3e-50474862812e.jpegaf11d7f5-fa17-4769-9116-abb4809b670d.jpege633871b-66d5-434b-afc6-16fcb87c8cfd.jpeg


Возврат к списку

Скрыть карту