Ростовский-на-Дону филиал
всероссийского государственного университета
кинематографии имени С.А. Герасимова

Новости

Советское кино для детей

Советское кино для детей возникло еще до войны. В военные годы производство сократилось, но потом детские фильмы снова вернулись на экраны. 

В 1956 году советские дети увидели сказку «Старик Хоттабыч». Это была веселая и увлекательная экранизация знаменитой повести Лазаря Лагина о доброте, о чудесах, которые может совершить сам человек, не надеясь на волшебство джинна, как это было в прошлом.

Один из любимых фильмов детей и подростков 1980-х — «Гостья из будущего» Павла Арсенова. Арсенов окончил ВГИК в 1963 году, снял несколько лент. Но всенародная популярность пришла к нему двадцать с лишним лет спустя, когда на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего». Картину о приключениях школьников в настоящем и будущем школьники пересматривали раз за разом. А профессионализм и обаяние исполнительницы главной роли сделали её любимицей зрителей. 

Из вгиковцев-актеров можно отметить Наталью Андрейченко, которая сыграла заглавную героиню в фильме Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания!». «Леди Мэри» учила верить в чудеса, показывала, что можно не бояться перемен и видеть необычное в самых повседневных вещах. Благодаря чудо-няне дети погружались в мир волшебства и понимали, что если чего-то сильно захотеть, то задуманное непременно исполнится. 

Постепенно на первый план в кино для школьников выдвинулись проблемные подростковые драмы. Фильм «Не болит голова у дятла», снятый в 1974 году выпускницей ВГИКа Динарой Асановой, рассказывал о любви и взрослении, о равенстве подростков и взрослых, о поиске и принятии себя. Кроме сюжета, картина выделялась своим музыкальным рядом, необычные композиции придавали повествованию дополнительную глубину. 

Долгие обсуждения вызвал фильм Ильи Фреза «Вам и не снилось» (1981). История первой подростковой любви накладывалась на взаимоотношения родителей и детей и вызывала неизбежные ассоциации с «Ромео и Джульеттой». Советские старшеклассники точно так же, как их итальянские ровесники много лет назад, страдали от глухоты взрослых, погруженных в свои старые обиды.

Символом перестройки в подростковом кинематографе стал фильм «Курьер» (1986) Карена Шахназарова - выпускника вгиковской мастерской Игоря Таланкина. Режиссер, сочетая блестящий юмор и лирическую интонацию, рассказывал о таких проблемах, как неполные семьи, социальное неравенство, одиночество и невозможность вырваться за пределы своего круга. 

Гораздо более жесткую версию конфликта «отцов и детей» представил Эльдар Рязанов в фильме «Дорогая Елена Сергеевна». Режиссер поставил проблему подростковой жестокости, готовности молодых циников-карьеристов любыми средствами добиваться поставленной цели. Достаточно сравнить этот фильм с картиной выпускника ВГИКа Евгения Ташкова «Уроки французского», снятой десятью годами ранее, чтобы понять, какой путь прошло советское кино для подростков за это время. В экранизации повести Валентина Распутина тоже поднимаются проблемы морального выбора, взаимоотношений учительницы и ученика. Но насколько лиричнее, добрее фильм Ташкова по сравнению с работой Рязанова!

И все же даже жесткие перестроечные драмы учили детей и подростков различать добро и зло, пусть зачастую и шоковыми методами, так сказать, «от противного». Дружба, любовь к ближнему, готовность к работе в команде - эти ценности оставались главными в советском кинематографе для школьников в течение всех десятилетий его существования.

1f490d60-1680-4fe4-9ed2-146a84e3eeb4.jpeg06d4f541-db79-4ec6-b20a-97a1c600d846.jpeg72e627cc-aa29-4c1c-8ce0-399da5df7af8.jpeg266e3b99-07ab-4606-b453-f02f78963589.jpeg98091fe9-4b23-4201-b5bc-0e03e5e43d57.jpeg17909803-46d6-4542-bce5-afeca9f09bb8.jpega74015cf-a980-4344-bbae-8c2a817fb6da.jpeg


Возврат к списку

Скрыть карту